PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».
Общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы (разработке инструментария и технологии оценки)
Концептуальные рамки для мониторинга ФГ разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов, в 2020 году – 6,8,9), но с ориентацией на рамки PISA[1]-2021.
Основой для разработки банка заданий, как правило, являются различные ситуации реальной жизни. Тексты и ситуации для мониторинга функциональной грамотности подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся, релевантности для жизни, интереса учащихся и развития познавательной активности учащихся.
По каждой ситуации разрабатываются задания, оценивающие различные компетенции, обозначенные в концептуальных рамках. Задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.
Направления функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн.
Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.
Приказ о формировании ФГ по шести направлениям на 2022-2023 уч.год
План мероприятий по формированию ФГ 2022-2023 уч.год
Дорожная карта по функциональной грамотности
Приказ о подготовке к исследованию по модели PISA
Приказ №96а, О внесении изменений в ООП НОО, ООО, СОО
01. Руководство по проведению исследования
Варианты стартовых диагностических работ, рекомендованных для проведения, опубликованы на странице https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Сами же работы проводятся на платформе РЭШ https://resh.edu.ru/
Видеоинструкция по работе на платформе также опубликована https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru
Открытые задания PISA на сайте Центра оценки качества образования http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Портал "Единое содержание общего образования": Функциональная грамотность https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Институт стратегии развития образования
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
Национальные и международные исследования качества
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
"Итоговые материалы" циклограммы: https://clck.ru/XeNXo
Аналитическая справка по семинару 18.02.2022
Задания для подготовки к PISA
Материалы по читательской грамотности
Примеры заданий PISA читательская грамотность
Онлайн-задания по читательской грамотности:
· РАПАНУИ
Материалы по математической грамотности
PISA-Математическая грамотность
Примеры открытых заданий по математике. PISA-2000. скачать
Презентация вебинара «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
Основные подходы к оценке математической грамотности. скачать
Примеры заданий PISA математическая грамотность
Материалы по естественно -научной грамотности
PISA-естественнонаучная грамотность
Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015 года (на русском языке):
1. Задание «Миграция птиц»
2. Задание «Бег в жаркую погоду»
3. Задание «Исследование склонов долины»
4. Задание «Метеороиды и кратеры»
5. Задание «Рациональное рыбоводство»
Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2006. скачать
Презентация вебинара «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности. скачать
Примеры заданий PISA естественнонаучная грамотность
Материалы по финансовой грамотности
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. PISA-2012. скачать
Презентация вебинара «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
Примеры заданий PISA финансовая грамотность
Результаты международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности. скачать (zip, 1241 КБ)
Примеры заданий PISA креативное мышление
Примеры заданий PISA- ссылки
Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся
· Биология
· Физика